АРХИВ


 

 


О почитании преподобномученицы великой княгини Елизаветы Феодоровны в Русской Зарубежной Церкви

Рассказывает протоиерей Серафим Ган, управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, настоятель Серафимовской церкви в СиКлифе, храма-памятника восстановлению единства внутри Русской Православной Церкви:

Что касается почитания преподобномученицы Елизаветы Феодоровны, ее келейницы Варвары, других Алапаевских мучеников, то у русской эмиграции никогда не было сомнений в их святости. Обстоятельства их мученической кончины были задокументированы. Кроме того, удалось перенести останки всех мучеников сначала в Пекин, где было похоронено большинство тех, кто был убит в Алапаевске. А останки преподобномучениц Елизаветы Федоровны и инокини Варвары были перенесены в Иерусалим.

Мой двоюродный дедушка архиепископ Ювеналий (Килин), скончавшийся в конце 1950-х годов на Ижевской кафедре, очень хорошо знал игумена Серафима (Кузнецова), который совершил перенесение этих останков из России в Иерусалим. Они подвизались в одном монастыре и были большими друзьями. Это был Белогорский монастырь в Пермской епархии, прозванный в народе Сибирским Афоном. Они имели счастье и благословение встречать великую княгиню Елизавету Федоровну еще при ее жизни - и в Белогорском монастыре, и на подворье этого монастыря в Перми. Судя по их свидетельствам, не только они, монашествующие Белогорской обители, но и народ чтил ее за святость ее жизни.

После революции и гражданской войны архиепископ Ювеналий оказался в Харбинской епархии. Он основал там мужской Казанско-Богородицкий монастырь и поддерживал дружбу и переписку с игуменом Серафимом (Кузнецовым), который с останками великой княгини Елизаветы Федоровны и ее келейницы Варвары оказался на Святой Земле и поместил их в русский женский монастырь в Гефсимании. Игумен Серафим не примкнул к Русской Зарубежной Церкви, но был принят в Иерусалимскую Патриархию и служил в Малой Галилее, в летней резиденции Иерусалимских Патриархов и чуть ли не каждый день совершал Божественную Литургию и хранил память об Алапаевских мучениках.

После Второй Мировой войны владыка Ювеналий оказался в России. Там ему дали кафедру. Он любил служить, проповедовать, ездить по приходам. Властям это не нравилось, и потому его постоянно переводили с места на место. Владыка скончался в 1958 году на Ижевской кафедре. Игумен Серафим (Кузнецов) скончался в лоне Иерусалимского Патриархата.

Примерно с 1960-х годов тогда еще молодой епископ Лавр, будущий Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, регулярно организовывал паломничества на Святую Землю. Наши русские эмигранты ездили туда не только, чтобы помолиться у Голгофы, на Гробе Господнем, и у других великих святынь, но и для того, чтобы почтить место упокоения великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. Эти паломничества пользовались большой популярностью до самой кончины митрополита Лавра в 2008 году и конечно, укрепляли почитание Елизаветы Федоровны среди русских эмигрантов и их потомков – членов Русской Зарубежной Церкви.

В принципе решение о церковном прославлении новомучеников было принято уже к началу 1970-х. Но как в России, так и у нас возникали всякого рода препятствия. Единомыслия по этому вопросу не было. Тем не менее, еще в те годы наш Архиерейский Синод получал письма из России как от тех, кто претерпевал гонения, сидел в лагерях или находился в ссылке, так и от тех, кто оставался на свободе. И судя по этим письмам, русские люди верили, что канонизация новомучеников необходима и приведет к большим переменам. Мы видим, что перемены начались уже в середине 1980-х. Многие верят, что произошло это благодаря шагу, который совершила Русская Зарубежная Церковь и который дал возможность церковно обращаться с молитвой к новопрославленным святым мученикам.

После того, как в 1981 году было решено прославить новомучеников и исповедников российских, перед канонизацией Архиерейский Синод поручил тогдашнему начальнику Духовной Миссии в Иерусалиме архимандриту Антонию вместе с небольшой группой братии провести освидетельствование останков мучениц. Они открыли мощи и – первым делом заметили благоухание, которое исходило от останков преподобномученицы Елизаветы Федоровны. Интересно отметить, что на ее теле был найден монашеский параман, что свидетельствует о том, что она приняла монашеский постриг. Об этом при ее жизни никто не знал.

Архимандрит Антоний и братия совершили освидетельствование мощей и их омовение, и отделили правую руку преподобномученицы Елизаветы Федоровны и косточку от мощей инокини Варвары. Интересно, что после освидетельствования мощей и их омовения связались с тогдашним Патриархом Иерусалимским Диодором, который, как только узнал, что в Гефсимании совершилось такое историческое событие, немедленно направился туда. Он приложился к мощам, осмотрел их и сказал, что Алапаевские мученики – это великие святые не только Русской, но и всей Православной церкви. Он выразил надежду, что по ходатайствам этих святых совершится возрождение России и всей Русской Православной Церкви.

Итак, часть мощей Великой княгини Елизаветы Федоровны и инокини Варвары были торжественно доставлены в Нью-Йорк в Синодальную резиденцию Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. В то самое время работал Архиерейский Собор, который в 1981 году был приурочен к прославлению святых новомучеников и исповедников российских. Весь Собор архиереев в мантиях, в праздничных облачениях, крестным ходом торжественно встретил эту святыню у входа в резиденцию.

У нас, в Русской Православной Церкви Заграницей, прославление святых совершается по киевской традиции - за всенощной в канун дня памяти или прославления святого. Сначала совершается последняя панихида, в последний раз поется «Вечная память», а затем служится всенощная, на которой уже поются песнопения новым святым. Самое же прославление совершается на полиелее.

Привезенные святыни были помещены в нижнем храме в честь прп. Сергия Радонежского. Торжества прославления начались вечером 31 октября 1981 года с последней панихиды по новомученикам и исповедникам. Многие из них поминались поименно на каждой ектении. А большая праздничная икона новомучеников, написанная старым русским эмигрантом, бывшим белогвардейцем и известным иконописцем архимандритом Киприаном (Пыжовым), была запечатана и лежала на аналое на середине соборного храма. Были запечатаны и ковчеги с мощами.

И вот, после «Хвалите имя Господне» митрополит Филарет (Вознесенский), тогдашний Первоиерарх Русской Православной Церкви Заграницей, распечатал сначала икону, а потом открыл ковчеги с мощами преподобномучениц Елизаветы Федоровны и инокини Варвары. И весь Собор архиереев, и все духовенство впервые в истории спели величание святым новомученикам и исповедникам российским. В торжественном богослужении участвовало около 2000 русских эмигрантов, присутствовали представители американской прессы и представители других Церквей, которые сочувствовали этому прославлению, но не участвовали в совершении Божественной Литургии.

Это присутствие представителей других Поместных Церквей, просьбы о канонизации новомучеников, поступавшие к нам со всего мира, само торжество, его дух – все это укрепило и иерархов, и духовенство, и мирян в правильности решения о канонизации. А события, которые последовали вскоре за прославлением новомучеников российских, все более и более укрепляли в нас надежду на то, что Господь явит милость Свою над Россией, возродит ее, возродит Русскую Православную Церковь, и что люди начнут возвращаться к своим историческим корням. И вот, мы видим, что надежда наша исполнилась. Мы верим, что это произошло по молитвам новомучеников и исповедников российских.

И как секретарь покойного митрополита Лавра и участник переговорного процесса между отечественной Церковью и Русской Зарубежной Церковью, я должен сказать, что именно новомученики и исповедники российские помогли нам найти правильные церковные пути к преодолению разделения внутри Русской Православной Церкви.

В истории нашей Церкви на каждом шагу чувствуется молитвенная помощь преподобномученицы Елизаветы, инокини Варвары, всех Алапаевских мучеников и вообще – всех новомучеников и исповедников российских. Мы постоянно ощущаем их участие в нашей жизни.

Екатерина Кудашкина
miloserdie.ru/special/alapaevsk/


Русская Православная Церковь Преподобного Серафима Саровского
St. Seraphim Russian Orthodox Church
131 Carpenter Ave.
Sea Cliff, NY 11579